Современные автомобили оснащены устройством для очистки выхлопных газов – катализатором.
Раннее никто не задумывался на счет выхлопных газов… и экологии. Но это было достаточно давно, потом стали вводить разные экологические нормы CO2 и т.д. Настраивать смесь под оптимальные показания выхлопа с точки зрения экологии. Но с изучением автомобилей пришло осознание, что не все так просто и в любом случае, как бы не регулировать показания лямды(датчика кислорода), все равно в выхлопе содержаться те или иные вредные вещества.
Катализатор представляет собой керамическую сотовую конструкцию, которая увеличивает площадь контакта выхлопных газов с поверхностью катализатора. Недогоревшие остатки (CO, CH, NO) касаясь поверхности каталитического слоя, окисляются до конца кислородом, присутствующим так же в выхлопных газах. В результате реакции выделяется тепло, разогревающее катализатор и, тем самым, активизируется реакция окисления. В конечном итоге на выходе из катализатора (исправного) выхлопные газы имеют низкую концентрацию СО2.
Катализатор установлен после приемной трубы, перед резонатором.
Перед катализатором стоит датчик кислорода(ДК) о котором говорили выше. В дальнейшем с ужесточением норм токсичности машины стали переводить на нормы Евро-3 и выше.
В этих машинах стоят два ДК. Перед катализатором и после. Т.е. двойной контроль выхлопных газов!
В современных системах катализатор соединен вместе с выпускным коллектором. Туда же вставляется ДК. Вся эта конструкция получается достаточно дорогой.
Катализаторы достаточно быстро выходят из строя. Керамические элементы трясуться на наших дорогах и разрушаются. Так же соты катализатора засоряются нашим некачественным бензином.
В общем катализатор служит не очень долго, особенно если качество топлива вашей заправки оставляет желать лучшего.
Поэтому когда он выходит из строя его просто удаляют, а в замен этой дорогой вещи ставят вставку(пламегаситель).
Только стоит помнить что когда убираете из рабочей системы катализатор нужно перепрошить электронный блок управления(ЭБУ) двигателя. Так как в системе два датчика кислорода!
В Украине менее жёсткие требования. И действуют нормы токсичности выхлопа Евро-2. Они позволяют ездить без катализатора. Поэтому часто рекомендуется удаление катализатора, в случае его неисправности. Если есть признаки повышенной забитости катализатора, катализатор лучше отключить в прошивке и снять с машины.